Ендова

Ендова, или яндова – сосуд по форме напоминает широкую братину с носиком по венцу, может иметь рукоятку. Упоминается в исторических источниках с середины XVI века и употреблялся в быту до конца XVII.

Ендовы изготавливали из серебра или меди, поверхность украшали чеканными «ложками» и растительными узорами, на венец наносили надписи. В обычном обиходе медные ендовы лудили изнутри.
Ендова употреблялась как столовая посуда, редко использовалась при столе, чаще на кухне и для переноса напитков. В ней к столу приносили меды, пиво, брагу, которые затем разливали в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера, «иные заключали в себе целое ведро [12,3 л], другие по шести ведер, а некоторые были столь малы, что заключали в себе весу только две гривенки». (Костомаров Н.И. Собрание сочинений. – Кн. 8. – Т. XIX–XXI: Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях и старые земские соборы. – СПб., 1906. – С. 48).
В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.

Медная ендова изготовлена в XVIII веке в Вологодской губернии. Хранится в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Александровская слобода».

 

Серебряная ендова из Музеев Кремля: крупный шарообразный сосуд с носиком, по венцу надпись: «сделана сия яндова окольничего Василия Ивановича Стрешнева лета 7152[1644] майя в К день». Она принадлежала боярину Василию Ивановичу Стрешневу, возглавлявшему в 1630-1635 года Мастерские Московского Кремля.

О ендове

«2 яндовы медяны по ведру, одна лужена, даны дьяку Семейке Головину для питья про немецких людей. Яндовка винная невелика лужена».
Смесь // Вестник Московского общества истории и древностей российских. – Кн. – 8. – М., 1850. – С. 22.

«200 г. июня 28 велено купить в село Коломенское для подаванья в хоромы из Коломенских садов ягод смородины и малины на дело ставиков с кровлями...
201 г. марта 15 велено переменить в хоромы к царице Наталии Кириловне… ендову переменить на новую, кувшин медный с крышкою переменить… кунган вылудить и крышка приделать… Да к царевне Марии Алексеевне в хоромы три воронка променить на новые доброго олова аглинскаго, кружку променить, а выменить таковаж олова, и на тех воронках и на кружке вырезать титла; сковороду, ковшик медной — вылудить; да купить вновь горшечек медный луженой с кровлею и с ушками в полторы кружки, ставчик олова аглинскаго в кружку;…
202 г. генваря 15 велено переменить в хоромы царевны Марии Алексеевны… ставчик оловяной аглинскаго олова; миску старую на новую… старый кунган вычинить за ново; старый таз переменить, вместо тазу яндову, мерою против таза с подъемными скобками; старый кувшин вычинить заново». - Материалы к тому II “Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях // Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. III. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 718-719.

Кувшин

Кувшин – сосуд, предназначавшийся для хранения, доставки и подачи напитков к столу.

В ХVI веке кувшины, по словам Н.И.Костомарова, были с «раздутыми боками посредине, с суженною шейкой, с расширившимися краями, с носками и с кругообразною рукоятью. Были кувшины серебряные с обручами на шейках, с крышкою наверху, на которой ставились какие-нибудь выпуклые фигуры, например, яблоко и т.д. Иногда к ручке кувшина приделывалась цепочка». (Костомаров Н.И. Собрание сочинений. – Кн. 8. – Т. XIX–XXI: Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях и старые земские соборы. – СПб., 1906. – С. 48).
В XVII веке форма кувшинов меняется. Они становятся более высокими и вытянутыми, украшаются чеканными золочеными и серебряными «ложками», различными мифологическими композициями и цветочным орнаментом.

Изящен по своей форме кувшин, принадлежащий царю Алексею Михайловичу, выполненный в мастерских Московского Кремля в XVII веке. Тулово кувшина и носик связаны между собой изображением двуглавого орла. По венцу сделана надпись «Алексей Михайлович всеи Руси самодержец милостию велики гдрь и великий кнзь».

Рукомой

Рукомой – разновидность кувшина, кувшин на стояне, с большой ручкой.

На Руси в XV–XVII вв. рукомои употреблялись как в домашнем быту, так и в официальных церемониях. Во время приемов послов царем Михаилом Федоровичем
Романовым в 1634 году, по свидетельству Олеария, рукомой вместе с полотенцем и чашей стоял рядом с державой, «чтобы его царское величество, как послы приложатся к его руке, снова мог умыться». (Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. – СПб., 1906. – С. 36).
Рукомой, изготовленный в 1676 году мастерами: Афанасьевым, Прокофьевым, Андреевым и Ивановым, принадлежал малолетнему царевичу Ивану, о чем свидетельствует надпись на тулове: «гдря црвича и великого кнзя Иоанна Алексеевича всея великия и малые и белыя России». Его декоративное оформление носит типично русский характер. Античная же по силуэту форма и тонкая, с легким барочным завитком ручка возникли, несомненно, под влиянием каких-то западноевропейских образцов.
Рукомои дарили в качестве дипломатических подарков. Рукомойный кувшин с музами (серебряный, золоченый, 1-я пол. XVII в, сделан в Пириже) был подарен царю Алексею Михайловичу английским королем Карлом II Стюартом.

Рукомои из фондов Музеев Московского Кремля

Кунган и воронок

Еще одной разновидностью кувшина является кунган, кулган, или кумган – сосуд с узким горлом, крышкой, длинным носком и ручкой. Сосуд и его название были заимствованы у тюркских народов.

Воронок – небольшой кувшин с узким горлышком и крышкою. Носик у воронка тоненький изгибающийся от самого дна кверху.

Серебряный кувшин-кунган с головой дракона на носике. Россия. XVII в. Музеи Московского Кремля.
(См. картинку).

 

Сулея

В исторических документах часто встречается еще один сосуд, в котором хранили и подавали напитки к столу – сулея. По сути это бутыль разных объемов. Делали этот сосуд из глины, серебра, стекла.

Сосуд для вина сулея XVI в. Посольский дар из Англии.
(См. картинку)

 

О кувшинах и сулеях

«Посылается к нему государю квас ячной в муравленых кувшинах». (Судаков Г.В. Названия «питейной» посуды старой Руси // Русская речь. – 1983. – № 1. – С. 91).

«Немного погодя явился к нему, как и при прежнем посольстве, Юрий Иванович с царским угощением. Впереди шел человек со скатертью и рядом с ним другой, который нес на золотом блюде пару больших ножей с черенками, золочеными и украшенными хрустальной инкрустацией. За ними следовало более 56 человек, несших большей частью на серебряных и золоченых блюдах кушанья… Затем принесли напитки: вино, мед и водку, в 7 серебряных и позолоченных кувшинах разной величины и в 5 больших оловянных кувшинах». (Проезжая по Московии. – М., 1991. – С. 290–291).

«Рукомойник с тремя финифтяными клеймами и подписью: «государя царевича и великого князя Петра Алексеевича, всея великая и малая и белая России». (Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. – М., 1844. – С. 148).

«Кунган медяной большой. Ламбик медяной. Рукомойничок медяной невелик… Сулея оловяная в лагалище в деревяном». С.612 – (Материалы к тому II “Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях // Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. III. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 593, 612).

«Кулган из цельного куска восточного хрусталя, превосходного искусства, на кровле с винтом изображен слон; внутри кулгана вставлен серебряный вызолоченный стакан с крышею и ручкою». (Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. – М., 1844. – С. 150).

«И после того от себя царь Александр к посланникам почал еству рассылать, ко всем разные. А ставили есть на золотых блюдах и на серебряных, а пить подавали все в чашах золотых да в серебреных. А пить носили с погребов в кунганах да в сулеях в серебряных и в золотых, в больших». (Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650–1652. – Тифлис, 1926. – С. 65).

«А как они перед царя в полату пришли, и царю поклонились по приказу бояр ево в шапках до земли, и стояли они перед ним в шапках же, и царь на них смотрел с час. И принесли к нему чаю травы вареного в кунгане серебреном и велел наливать в чашки серебреные…». (Русско-китайские отношения в XVII в.: Материалы и документы. – Т. 1: 1608–1683. – М., 1969).

«Воронок с вензловым именем Датск[ого] короля Христиана IV.; «Воронок … по венцу подпись имени царя Алексея Михайловича».(Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. – М., 1844. – С. 127, 132).

«В 1697 г. ноября 30, на праздник Андрея Первозванного отпущено: ренского полведра, секту воронок, доброго ренского четвертник, меду красного воронок, вишневого ведро, малинового полведра да третник, меду выкислого полтора ведра, пива приварного ведро, пива мартовского полтора ведра да полведра».
«В 1697 г. ноября 30, на праздник Андрея Первозванного отпущено: ренского полведра, секту воронок, доброго ренского четвертник, меду красного воронок, вишневого ведро…». (Забелин И.Е. История города Москвы. – М., 1902. – С. 568).

«Сулея турская… шита золотом волоченным, около сулеи вставлены яшмы, в яшмах каменья изумруды с яхонты» (Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. – М., 1844. – С. 138–139).

«Фарфоровая сулея, писанная кобальтом; кровля и цепочка серебряные. По венцу подпись: «Царевича Иоанна И оанновича»; «Сулея золочена. Весу 10 фунтов 50 золотников, подпись на поддоне: «прислана от английского короля в 1634 году». Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. – М., 1844. – С. 119, 126).

«На запасном дворе стеклянных судов зеленого стекла: …По 50 сулей без шурупов, ведерных и полуведерных и четвертных и получетвертных». (О рассылке документов приказа Тайных дел… (Русская историческая библиотека. – Т. 21. – СПб., 1907. – Стб. 254).

«А кушанье ставили перед царя и перед католикоса на золотых блюдах, а питье наливали из золотых сулей в золотые чаши». (Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию. 1650–1652. – Тифлис, 1926. – С. 131).

«Да казны: …Сулея ценинная. - Четыре кувшина, да пять блюд ценинные. - Тарель серебреная. - Семь блюд оловянных хоромных, блюдо стекляное». С. 597.
«Авг. 5 в хоромы взято в сулею да в скляницу две кружки 15 чарок вина боярского». (Материалы к тому I, части II “Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» //Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. III. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 597, 732).

Ставец

Ставец - небольшие цилиндрические чаши с крышками, называвшиеся ставцами.

Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для пищи: щей, ухи, взвара (компота), кундюмов (блюдо, похожее на пельмени, с начинкой из грибов, которое сначала запекали, потом томили). Ставцы широко применялись в монастырях. В.И. Даль приводит множество поговорок со словом «ставец».
Ставец был персональной посудой. Для царского и боярского обихода их делали из серебра. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: «Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца».
Царевне Софьи Алексеевне, сестре Петра I, принадлежал изящный ставец, весь фон которого заполнен мелкими травками и цветами. На венце ставца в прямоугольных клеймах резная надпись с титулом его владелицы: «великие гдрыни блговерные црвни и великие кнжны Софии Алексеевны».

Ставец окольничего князя Даниила Афанасьевича Барятинского. XVII в. Серебряный, золоченный. Хранится в Государственном историческом музее.
Ставец Петра I, кон. XVII в.
Ставец царевны Софьи Алексеевны, кон. XVII в.

О ставце

«Ставец…золоченый, по венцу подпись: «великой государыни царицы и в.к. Наталии Кирилловны». (Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. – М., 1844. – С. 133).
«Ставец кундумов, а в них четь лопатки муки крупичатые, 2 яйца, чумичь кислицы крошеные», «Ставец штей, а в них 2 яйца», «Ставец сморчков». (Акты исторические. – Т. 2: 1598–1613. – СПб., 1841. – С. 431, 437, 429).

«…Из града идет старец, несет в руках ставец, в ставце-то взварец, а во взварце-то сладость». «Всякий старец в свой ставец». «Стоит старец, крошит тюрю в ставец» и др. (Даль В.И. Пословицы русского народа: Сб. Т. 1–2. – М., СПб., 1879).

«...Семга терская, семга двинская, семга печерская, омули бочечные…,
сги свежепросольные, чировина, дается после ух всякая рыба под зваром; теша осетрья под зваром со штями, а шти даются в ставчике». С. 696
«Просолной: блюдо щучины, блюдо стерлядины. Наряд икры зернистой, 2 каши с белужиною, звено белужины, звено белужины из теши во штях, наряд селдей рижских. В те ествы 2 гривенки соли, в пдвар в каши и в кальи и во шти 2 ставца снятков, 2 пучка вязиги, 2 гривенки соли, 2 ставца снятков». С. 714
(Материалы к тому I, части II “Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» // Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. III. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 696, 714).

Блюда

На блюдах подавали к столу кушанья, их ставили на стол, из них ели. На больших овальных или круглых блюдах с двумя или четырьмя кольцами по краям приносили пищу из поварни. Часто одно блюдо несли два человека.
Блюда, на которых подавали твердую пищу на стол, имели разную форму и предназначались для определенных кушаний. Блюдо, на котором подавали приготовленного целиком лебедя, называлось лебяжьим. Были также гусиные, икорные блюда, блюда на которых подавали жареную говядину и баранину. Блюда особой формы для овощей назывались овощниками.
Из блюд на пирах ели, как правило, с одного блюда – по два человека, и такие блюда назвались блюдцами. Перед хозяином и почетными гостями ставились опричные, или особые блюда. Это почиталось за честь.
Серебряные блюда изготавливались с широкими бортами и украшались надписями, резьбой, драгоценными камнями, «ложками».
Золотые блюда на Руси употреблялись в особо торжественных случаях – таких как венчание на царство или царская свадьба. Блюда, как и другая посуда, оставлялись в наследство и дарились в качестве подарков.
Помимо золотых и серебряных блюд были распространены оловянные, деревянные, из природного камня, которые широко использовались в хозяйстве.
В Музеях Кремля хранится золотое блюдо, изготовленное по приказу Ивана IV ко дню его свадьбы 21 августа 1561 года с кабардинской княжной Марией Темрюковной, о чем свидетельствует надпись по краю блюда.
Форма блюда и орнамент были настолько совершенными, что московские мастера вплоть до конца ХVII века повторяли их в своих изделиях. Блюдо было украшено изогнутыми плоскими ложками и черневым орнаментом и надписью. После смерти царицы блюдо было помещено в Троице-Сергиев монастырь на помин души.

Золотое блюдо, принадлежавшее жене царя Ивана IV Марии Темрюковне. 1561 г. Изготовлено в мастерских
Московского Кремля
Деревянное блюдо. Втор. пол. XVII в. Русский Север. Государственный исторический музей.
Серебряное блюдо. Калуга. XVIII в. Государственный исторический музей.

О блюдах

«10 блюд серебряных золоченых с подписью в клеймах имени и титула царя и в.к. Михаила Федоровича. Два из них с врезанными и вставленными в гнездах яхонтами и жемчужинами»; «Блюдо ложчатое, золоченое; подпись: построено сие блюдо в церковь живоносного Христова Воскресения, что у него великого государя на сенях, в лето 7186 (1678) июня 20, повелением великого государя царя и в.к. Федора Алексеевича». (Вельтман А.Ф. Московская оружейная палата. – М., 1844. – С. 123, 143).

«Цчу Алексею Петровичу. К столовому и к вечернему кушанью…
С Хлебного: ...блюдо пышек, блюдо сырников, блюдо жаворонков…, блюдо карасей больших… 2 блюда попугаев, …, бл. оладей». (Материалы к тому I, части II «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» // Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. III. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст.: Материалы. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С.714-715).

Тарелки

Тарелки, тарели или торели. Постоянно в быту ими не пользовались. В XVII веке на торжествах и пиршествах тарелки ставили перед гостями и во время обеда их не меняли. Богатое сословие имело серебряные граненые, иногда позолоченные тарелки, у среднего сословия они были из польского серебра или оловянные.
Тарелки были плоской посудой, поэтому их часто называли блюдами.
В XVII веке тарелки имели в основном декоративное назначение, их золотили, украшали эмалью, драгоценными камнями. Они служили почетной наградой.
Во второй половине XVII века, после составления «Титулярника» – нового русского гербовника, где были представлены изображения 33 гербов различных земель, появились так называемые гербовые тарелки.

Золотая тарелка царя Алексея Михайловича. 1675 г. Мастерские Московского Кремля. На дне тарелки в обрамлении эмалевых связок плодов двуглавый орел. По борту – восемь гербов земель российских.
Оловянная тарелка, сделанная в Лондоне (1680-е гг.), гравировка нанесена в Москве. Тарелка принадлежала царевичам Ивану и Петру.

О тарелках

«Две золотых тарелки. Одна украшена финифтью и 16 яхонтами, с изображением двуглавого орла и подписью: «царь государь и в.к. Алексей Михайлович». Весу 94 зол. На другой, посредине герб российский и 15 гербов областных; надпись имени и титула царя Алексея Михайловича». (Вельтман А.Ф. Московская оружейная палата. – М., 1844. – С. 131).